Вы не можете покинуть этот дом, мисс Табоада. Никто не может. Дом вам не позволит.

18 июня 2023

«Мексиканская готика» Сильвия Морено-Гарсия

Что это было? «Очень странные дела» со своими говорящими стенами? Что это за монстры говорят с Ноэми, а значит со мной? Кто-то замурован в стене? – такие мысли приходили в голову, пока я читала эту книгу. Периодически вспыхивала отсылка к сериалу «Очень странные дела». Хотя, как оказалось, это сравнение притянуто за уши. Смело читайте дальше.

«Наверное, ты вошла во Мрак. И как далеко тебе удалось проникнуть?»

Мне кажется, эта цитата из романа, как ничто лучше открывает суть книги. Мне удалось проникнуть во Мрак очень далеко. Правда, я опускалась все ниже и ниже с надеждой обнаружить следы латиноамериканской готики. Но все равно даже в самой темной пещере нашла магический реализм 😊 Видимо, Сильвия Морено-Гарсия не смогла сдержать себя, чтобы чуть не позаигрывать с Маркесом, Борхесом и Кортасаром. Что ж, признаюсь, у девушки получилось неплохо.

Отец Ноэми получает странное письмо от своей племянницы Каталины. Он показывает сообщение дочери и те принимают решение навестить Каталину и, если нужно, забрать ее в Мехико. С этого все и начинается. Ветренная кокетка, будущая антрополог Ноэми отправляется в глубинку к кузине. Чтобы узнать, в порядке ли сестра, познакомиться с ее мужем и… попасть в сети Дома-на-Горе.

Очень часто в латиноамериканской литературе предметы становятся важными героями. В этом случае это Дом-на-Горе, можно сказать, что это основной персонаж. Вокруг него все и вертится. Дом, который порывисто дышит, стонет от старости и от боли, который не может умереть и громко агонизирует, истошно рассыпается и при этом не может отпустить своих жителей, которых он будто взял в плен. Дом-на-горе как разверстая могила.

На каком-то этапе я сама начала ощущать эту плесень. Хорошо, что все время, пока я читала эту книгу, на улице шел дождь. И мне не надо было даже дополнительно и натужно визуализировать – я дышала влагой, воздух был тяжелый, больной, пропахший разложением и смертью. Настоящий магический реализм, который я явственно ощутила.

«Ты наша, нравится тебе это или нет. Ты наша, и ты – это мы».

Ноэми пытается разобраться в ситуации, узнать, что произошло с ее некогда живой и активной кузиной, почему она чахнет и при этом будто сумасшествует. Чем дальше девушка продвигается в своих исследованиях, тем больше запутывается в сетях, которые пораставлял для нее дом руками своих жителей.

Не буду рассказывать, в чем тайна и сила Дома-на-Горе. Как и почему разговаривали стены, при чем тут прошлое и как оно связано с грибами. Не буду спойлерить. Лучше напоследок скажу вот еще о чем: а что, если это аллегория на наше добровольное застревание в чем-то. Мы сами запутывается в условном Доме и уверяем себя, что не можем выбраться из него: не можем уйти из семьи, оставить работу, пересмотреть и отказаться от своих мыслей… Да в чем угодно мы охотно запутывается и потом уверяем себя, что так и надо.

А на самом деле нужно всего лишь:

«Я не должна забывать, — подумала Ноэми, — я не должна забывать, что нужно открыть глаза. Открою глаза и все исчезнет».

Все статьи рубрики:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.