Я познакомилась с ней, когда мне было 18. Я пришла на практику в газету и там меня встретила она – чуть полноватая и театрально-активная женщина за 45, в нелепой широкополой шляпе среди осени и цветастом шарфике. Она много шутила прокуренным голосом, говорила, что мужчины ей не нужны, потому что, дескать, они только мешают. С пачкой сигарет за ночь я могу написать прекрасную статью, а что мне даст ночь с мужчиной, вопрошалась она риторическим вопросом и раскатывалась при этом зычным хохотом. Тогда-то я и поняла две важные вещи. Первое: мужчин у этой женщины под нелепой шляпой давно не было. И второе: это и есть творческий человек во плоти. С тех пор, когда кто-то называет меня творческим человеком, у меня перед глазами тут же выплывает образ той женщины. И когда кто-то другой называет себя творческим человеком, та женщина в шляпе и с пачкой сигарет сразу же дает о себе знать. И машет мне сквозь года, машет…
/
Интересно, что только несколько лет назад я начала задумываться: почему так престижно называться творческим человеком? Творческий человек – будто признание своей избранности, мол, я не такой, как все, потому что мне дан какой-то дар, и этим даром я выделяюсь. Но так ли это? Если честно, за свою жизнь я встретила не так много по-настоящему талантливых ребят. Не так и много. Но это на самом деле ничего не значит. Все остальные мы – не такие талантливые (читай – не такие творческие) – просто можем оттачивать свое мастерство и становиться умелыми ремесленниками. Как Рафаэль, например. Он же был большим трудяжкой, ему далеко до гения Микеланджело, но он очень много работал над своими навыками. И в итоге, да, мы знаем да Винчи, но и ремесленник Рафаэль нам знаком, правда же? Хотя сколько веков прошло!
/
Я не называю себя творческим человеком и прошу других не называть меня так (хотя бы из уважения). Я ремесленник. Я не стыжусь этого и зарабатываю своими навыками. Я так же, как и все, каждый день «хожу» на работу, в 7 утра открываю свой офис (ноутбук) и пишу колонки, статьи, сценарии. За это все я получаю деньги. У меня есть обязательства и четкие дедлайны. Была бы я творческим человеком, могла бы ссылаться на отсутствие вдохновения. Но нет, я не Микеланджело, я – Рафаэль. Я ремесленник. Мне нужно трудиться. Была бы я творческим человеком, наверное, я бы не делала то, что мне не нравится. Но я ремесленник, я пытаюсь переформатировать задание под себя, чтобы влюбиться в него. Я ремесленник мне проще – меня могут критиковать, мои работы могут не нравиться, я могу переписывать их по десять раз, я сама могу себя критиковать и быть собою недовольна – все ок, я не творческий человек, у меня не тонкая душевная организация.
/
Но ремесленником меня никто не называет. Потому что, наверное, это унизительно. Наверное, это будто опустить человека, думают многие. Хотя есть еще одна причина: просто если ты понимаешь, что этот человек ремесленник и получает деньги за каждое предложение, то вряд ли подкатишь к нему с просьбой помочь и придумать парочку слоганов. Вот к творческому человеку с таким вопросом запросто обратишься, можно еще для проформы добавить парочку умасливающих «ты же креативная», «ты же все всегда придумываешь на раз-два». А вот к ремесленнику с таким подойти постесняешься, потому что знаешь, что для него это работа, готов ли он потратить на тебя свое время?
/
И последнее по теме. Этот глобальный карантин показал, где сидят так называемые творческие люди. Дома. Выиграл бизнес со смыслом. А вкусные тексты, мощные стихи, зажигательные песни, мишленовские рестораны, модные кофейни… Где они оказались в сухом остатке? По домам. Может, нам действительно нужны ремесленники? Пора уже прекратить играть в избранность, а делать что-то со смыслом.
Добавить комментарий