Ok girls, мне кажется, а иногда я в этом просто уверена, что не нужно нам больше высшее образование. Оно изжило себя. Я так думаю. Это рудимент. Недоразвитый, неполноценный орган. Когда-то он был нужен и работал исправно. А сейчас поник под тяжестью быстрорастущей и быстроменяющейся информации. Это мое мнение. Я его ни в коем случае никому не навязываю. Но обосновать его имею право.
Три года назад я несколько месяцев прожила в Малайзии. У меня был там проект на солнечном и уютном острове. Остров этот считается силиконовой долиной Малайзии, к тому же на нем отменно готовят, и многие его точки общепита заслуженно попадают во все туристические путеводители в рубрики «must try or die». Поэтому на него постоянно высаживались группы туристов и путешественников.
Однажды поздним вечером возвращалась я от своего местного друга. Села в автобус, который шел в город, и закрыла глаза. Меня осторожно одернули. Я открыла глаза и увидела белобрысого белого паренька в растянутой майке, он широко улыбался и явно не стремился мне понравиться, что меня подкупило.
— Извини, а ты тут чуть разбираешься? Я имею в виду этот остров и город, куда мы сейчас едем, — спросил он.
— Чуть да. Я тут пока живу, — улыбнулась я.
— Нихера себе! — присвистнул он от неожиданности. — Я думал ты туристка, все-таки белая, непохожа на местную. Работаешь здесь?
— Можно сказать, да. Работаю. Но не в силиконовой долине, — опередила его вопрос я.
— Ну, окей, неважно, — не настаивал он. — Слушай, раз ты тут живешь, может, поможешь нам? Подскажешь, куда тут лучше пойти, чтобы весело провести ночь?
— Без проблем, — согласилась я, потому что мне, и правда, было несложно. — А кому вам?
И белобрысый белозубый белый с широкой улыбкой показал на зад автобуса. Оттуда, затиснутая между местными, возвращающимися в город домой, мне махала группа молодых европейцев. Мальчики и девочки лет эдак 17-18.
— Ого! Вас так много! — засмеялась я.
— Да. Мы одноклассники. Уже бывшие. Вот закончили школу и решили отпраздновать.
— Круто! — не без зависти отреагировала я. — А к осени вернетесь домой и поступать по университетам и колледжам?
— На самом деле только двое из нас будут поступать.
И тут мне стало интересно. Так как до города путь был не близкий я устроилась поудобнее и стала всяко расспрашивать моего попутчика.
Оказалось Маркус (а именно так звали парня) — из Германии. Равно, как и его одноклассники Нет, у них нет такой традиции, чтобы сразу после окончания школы дети шли поступать в ВУЗы. А как поступать? Куда? — искренне удивился Маркус. Мы же даже не знаем, кем мы хотим быть. А если и знаем, то мы же еще не уверены, нужна ли нам именно эта профессия. Мы же должны попробовать, что наше, а что — нет. А для этого нам надо все пощупать, а не садиться сразу же за теорию.
Практически все одноклассники Маркуса после школы разъехались путешествовать. Потом они вернутся и будут пробовать различные профессии. И только потом, выбрав свое, будут получать университетские знания.
— Разве у вас не так? — удивился Маркус.
— Так, — обманула я его. Обманула, потому что не готова была говорить на эту тему. И обманула, потому что тропический остров, находящийся на два пальца выше экватора, не располагает к серьезным откровениям.
А сейчас-то я могу поговорить.
Я уже лет пять проработала главным редактором одного журнала, как на очередной пьянке по поводу чьего-то дня рождения дошло дело до признаний. Мои коллеги и мой самый главный шеф наконец-то узнали мою тайну.
— Как??? Ты закончила универ? Так ты реально журналист по специальности???
Угу, к тому же с красным дипломом, проговорила я мысленно. Вслух побоялась, чтобы напрочь не разорвать их шаблон.
Это я к чему? А к тому, что представьте. Я уже кучу лет проработала в издательстве и даже дослужилась до звания главреда, а мой диплом даже никто не спросил. Я не хвастала им перед сослуживцами. Его не хотели пощупать, понюхать, помять. Он им был просто не интересен. Представляете себе такое святотатство? Никому мой красный диплом не был нужен. Даже мне.
Я действительно уверена, что век повального усаживания за парты уже прошел. Сейчас надо действовать по-другому. Совсем по-другому. Сейчас надо отдавать предпочтение опыту. Ничего страшного, если ребенок к десятому классу не определился, кем он хочет быть. Это нормально. Не надо сунуть его на юрфак или филфак. Пусть пойдет поработает годик-другой и подумает. Не надо калечить детям жизнь. Пусть сами выбирают, что им с ней делать.
И напоследок — я не за то, чтобы закрывать все ВУЗы и профессоров отправлять на грядки редисок и огурцов. Нет. Я за то, чтобы получение образование не было ритуалом. Не было обязательной традицией: родилась, школа, институт, замуж, дети, работа, внуки, смерть. Мне не нравится такой пасьянс. Я за то, чтобы каждый раскладывал свои карты по-своему. И в разное время. Как ему захочется.
Пусть расцветают тысячи цветов, в общем.
Чирз!
Добавить комментарий